Экономисты объяснили прошлогоднее «фискальное чудо» в России
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Экономисты объяснили прошлогоднее «фискальное чудо» в России

money

Центр развития ВШЭ оценил результаты исполнения федерального бюджета в 2021 году как «фискальное чудо». Государство получило гораздо больше доходов, чем планировало. Этому помогли как сильный рост ВВП, так и высокая инфляция

Фото: Сергей Ильницкий / EPA / ТАСС

Доходы федерального бюджета в 2021 году составили 25,3 трлн руб., на 35% превысив план, заложенный в законе о бюджете от декабря 2020 года, пишет, ссылаясь на данные Минфина, экономист Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский в обзоре под названием «Фискальное чудо 2021 года». Он называет этот рост «сверхординарным».

Впрочем, по ходу прошлого года, видя уверенное восстановление экономики, Минфин корректировал ожидания по доходам: уже в сентябре ведомство планировало общие поступления в объеме 23,8 трлн руб., что на 6% недооценило итоговый результат. По сравнению с доходами 2020 года (18,7 трлн руб.) поступления в прошлом году выросли на те же 35%.

Пять факторов роста

Чернявский выделяет пять факторов сильного роста бюджетных доходов в 2021 году:

  • более высокие темпы роста российской экономики по сравнению с изначально ожидавшимися;
  • гораздо более высокие мировые цены на нефть;
  • заметное сокращение нормы сбережений домохозяйств по сравнению с 2020 годом;
  • сокращение международной мобильности населения из-за пандемии;
  • ускорение инфляции.

Так, российская экономика в 2021 году, по данным, озвученным президентом Владимиром Путиным, выросла примерно на 4,5%, тогда как при бюджетном планировании закладывался прогноз 3,3% роста. Средняя цена российской нефти Urals в прошлом году составила $69 за баррель при изначальном прогнозе $45,3. Физические объемы добычи нефти и газа в январе—ноябре 2021 года превышали показатели предыдущего года на 2,3%, что также можно отнести к числу факторов роста нефтегазовых доходов, пишет эксперт ВШЭ.

Основным источником налоговых сборов российского бюджета является НДС, доля которого (как внутреннего, так и на импортные товары) в общих доходах бюджета выросла с 27% в 2013–2014 годах до 36% по итогам прошлого года. Поступления НДС увеличились по сравнению с 2020 годом на 28%. «Драйверами такого роста стали упомянутые выше восстановительный рост экономики, сокращение межстрановой мобильности населения, сокращение склонности к сбережениям, в том числе сокращение прироста наличности на руках у населения, и ускорение инфляции», — утверждает экономист ВШЭ.

Импорт туристских услуг (то есть, по сути, траты российских туристов за рубежом) в 2021 году хоть и немного восстановился по сравнению с 2020 годом, но все равно остался в три раза ниже, чем в доковидном 2019 году: $11,8 млрд против $36,2 млрд (данные ЦБ). Значительную часть денег, не потраченных за границей в 2021 году, россияне, предположительно, направили на покупки на внутреннем рынке, что увеличило поступления НДС в масштабе всей экономики.


В январе—ноябре оборот розничной торговли в реальном выражении (в сопоставимых ценах) вырос на 7,5% к тому же периоду предыдущего года и оказался на 4% выше, чем в том же периоде доковидного 2019 года, следует из данных Росстата.

На темпы роста НДС на ввозимые товары повлияли рост импорта (на 27% в 2021 году) и номинальное ослабление рубля, отмечает Чернявский.

Влияние инфляции

Центр развития ВШЭ не приводит оценок вклада глобальных и внутренних инфляционных процессов в рост бюджетных доходов. В 2021 году российский товарный экспорт, по оценке Банка России, подскочил в полтора раза, до $490 млрд. Причем экспортная стоимость российских нефти и нефтепродуктов выросла примерно на 50%, российских удобрений — на 66–84%, черных металлов — на 85%, алюминия — на 66%, следует из данных ФТС за 11 месяцев 2021 года. Как правило, российский бюджет собирает экспортные пошлины с нефти и газа, но в 2021 году правительство также вводило временные пошлины на вывоз части пиломатериалов и металлов, чтобы сдержать рост внутренних цен на эти товары. По итогам года власти собрали более 300 млрд руб. «прочих» вывозных пошлин (не на углеводороды), следует из данных Казначейства на 1 января 2022 года.

Ускорение инфляции также должно было повлиять на сбор внутреннего НДС (например, ФНС в декабре отмечала, что рост платежей по НДС в 2021 году частично объясняется ростом цен производителей в нефтегазовой и металлургической отраслях).

Расходы федерального бюджета в 2021 году выросли на 8,5% относительно предыдущего года — до 24,8 трлн руб., однако в реальном выражении, с учетом среднегодовой инфляции 6,7%, они увеличились всего на 1,7%, отмечает эксперт. По отношению к ВВП объем расходов сократился с 21,3% в 2020 году до 19,1% в 2021-м. Существенно сократилась доля расходов на социальную политику и межбюджетные трансферты, что связано с сокращением экстренных антиковидных расходов, считает Чернявский. В то же время доля расходов по разделу «Национальная экономика» увеличилась с 15,3% в 2020 году до 17,6%, по этому направлению учитывается значительная часть расходов на национальные проекты, отмечает эксперт.

Инфляция напрямую влияет и на уровень номинальных бюджетных расходов. Стоимость госконтрактов на строительство, ремонт и реконструкцию в 2022–2024 годах может вырасти на 301,5 млрд руб. из-за удорожания стройматериалов, сообщал РБК в январе. В 2022 году власти решили дополнительно проиндексировать страховые пенсии по старости, чтобы полностью компенсировать пенсионерам повышенную инфляцию 2021 года, которая составила 8,4%. На это потребуется около 170 млрд руб. в текущем году. Но нельзя из бюджета полностью возмещать рост цен и бизнесу, и населению, предупреждал министр финансов Антон Силуанов. «Компенсация удорожания инфляции может иметь вторичный эффект, который повлияет на увеличение инфляции. Нам нужно перетерпеть», — сказал он 14 января.

Источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий