С начала года цена авиабилетов выросла на 20%, что более чем в два раза выше инфляции, которая к середине октября составила 8,5%, согласно данным Росстата. На это власти давно обратили внимание и стали активно искать выход. Ранее в Минтрансе предложили механизмы, которые могут помочь снизить цены на авиаперелеты: мокрый лизинг (позволяет взять борт в аренду «под ключ», то есть арендовать самолет сразу вместе с экипажем, страховкой и набором техобеспечения), каботажные авиаперевозки (перевозки пассажиров внутри одной страны выполняются с привлечением иностранных авиакомпаний) и овербукинг (продажа большего числа билетов, чем количество мест в салоне, а в случае прихода на рейс всех пассажиров часть из них пересаживают на свободные места более высокого уровня, например, в бизнес-класс). Однако пока эти предложения не нашли поддержки ни в экспертном сообществе, ни у других ветвей власти.
Между тем проблему с дорогими авиаперевозками решать нужно, и вот в Госдуме захотели отменить динамическое ценообразование — так называется процесс увеличения стоимости авиабилета по мере приближения к дате вылета. Накануне ноябрьских длинных выходных правительству и ФАС предложили установить фиксированную стоимость авиабилетов на весь период продажи. «Цены на билеты не должны расти по понятным только авиакомпаниям причинам. Чем ближе к рейсу, тем с каждым днем стоит дороже — это неправильно», — заявил депутат Султан Хамзаев. Если авиакомпании готовы предоставлять людям услугу, то они должны изначально обозначить её стоимость. «От повышения цен чаще всего страдают простые люди, которые летят срочно на похороны, на лечение и прочее», — подчеркнул депутат, добавив, что авиакомпании до сих пор занимаются ценовыми спекуляциями, а это должно быть запрещено законом.
Однако у экспертов есть опасения, что эта инициатива сделает перевозки еще более недоступными. Специалисты полагают, что ограничения на цены заставят авиакомпании сокращать количество рейсов или повышать стоимость дополнительных услуг, таких как багаж, выбор мест и питание. Попытка административным образом регулировать стоимость авиабилетов откинет отрасль во времена СССР, где рынка не было, а все убытки гасило государство. Своими опасениями в этой связи поделился авиаэксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.