В Петербурге показали мюзикл «Петр I», написанный американцем

Фото: Мария Ковалева/пресс-служба Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии

Не успели фанаты мюзикла «Джекил и Хайд» оплакать последнее представление шедевра Фрэнка Уайлдхорна, как Петербургская музкомедия представила новую работу композитора – «Петр I», невероятный по масштабам и эффектам спектакль, всесторонне раскрывающий противоречивый образ великого реформатора России.

Заказать композитору-американцу партитуру исторического мюзикла о России – смелость со стороны театра. Выполнить этот заказ в нынешних исторических условиях – смелость со стороны автора. Убежденность в своей правоте привела создателей к безусловному успеху. Драматургия мюзикла построена в лучших традициях классической оперы: первая сцена страшного петербургского наводнения, как знаменитая буря из вердиевского «Отелло» — ключ к образу героя и его судьбы. Подобно бушующим водам вышедшей из берегов Невы жизнь Петра, как и исторические оценки его реформ, колеблются в максимальной амплитуде – от победных свершений до трагических рефлексий, от прославления до признания преступником и параноиком. 

Авторы спектакля сделали все, чтобы обезоружить самых ярых оппонентов Петра: они честно рассказали о «преклонении перед Западом», о жестокости в отношении Евдокии Лопухиной и сына Алексея, о строительстве «города мечты» ценой несчетного числа жертв, о противостоянии с церковью, о коронации немецкой маркитантки. На другой чаше весов – просвещение, военные победы, армия, флот, новая столица, «окно в Европу», возникновение Российской империи… Создатели спектакля не стремились дать историческую оценку роли Петра. Как заметил режиссер-постановщик Юрий Александров: «Мы выстроили линию Петра-страдальца – лидера, который сомневается в своих поступках». И в таком решении тоже проявляется оперный масштаб раскрытия темы.

Центральный элемент сценографии – знаменитый ботик Петра в натуральную величину. 10-летний царевич (юный Александр Дьяконов-Дьяченко прекрасно справляется со сложной партией) в дуэте с взрослым Петром мечтают о будущем страны. Этот же бот уведет Петра из жизни в финале спектакля. Впрочем, горечи нет – на заднике зрители увидят Петербург, сперва эпохи Петра, а затем сегодняшний. Финальный хор – гимн великому городу: «Через века не боясь преград, мы ведём наш фрегат, священный наш фрегат — наш Петроград, наш Ленинград, наш Петербург».

Фото: Мария Ковалева/пресс-служба Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии

Иван Ожогин в роли Петра реализует весь накопленный опыт своих ролей, в которых ему удалось воплотить парадоксальное обаяние дуалистического единства добра и зла. У его героя нет равных союзников и врагов среди мужчин: Меншиков (Антон Авдеев) – вороватый друг, но не соратник. Алексей (Виталий Головкин) – ничтожен и труслив. И даже Досифей (сильная актерская работа Евгения Ширикова) слишком бесноват для того, чтобы быть настоящим врагом. А вот четыре женщины, которые, как разномастные дамы из карточной колоды, окружают героя – на самом деле составляют с ним равноценный ансамбль. Мать Наталья (Мария Лагацкая-Зимина), поющая дивную колыбельную в традициях Мусоргского, «как орлица над орленком» самоотверженно защищает своих детей.

Фото: Мария Ковалева/пресс-служба Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии

Царевна Софья (Наталия Диевская) – вот кто достойный противник Петра. Их дуэт «Власть дана мне Богом, ты меня не трогай, будешь на дороге кормом для собак!» – настоящий поединок, полный ненависти и агрессии. Евдокия (Юлия Дякина) – образ, меняющийся от невинной глупышки к слепому орудию мести в руках Досифея. И, наконец, Екатерина (Анастасия Вишневская) – первая и последняя любовь Петра, какой ее видят авторы: дерзкая, независимая, равная ему по эмоциональному градусу.

Фото: Мария Ковалева/пресс-служба Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии

Есть в мюзикле веселые и даже комические сцены. Остроумно решено «Великое посольство» — первое путешествие Петра по Европе «инкогнито». Европейцы посмеиваются над царем-варваром, пытаясь впарить ему за деньги всевозможные предметы цивилизации – от телескопа до корсетного уса. Петр пока не готов ответить адекватно на их насмешки. Но его фраза в адрес австрийского императора «Он английским телескопом по башке не хочет?» — вполне тянет на то, чтобы стать крылатой. Есть в спектакле и впечатляющие постановочные эффекты. Сцена боя с взрывами, ядрами, пушечной пальбой и высоченными столбами пламени – отличное шоу самого высокого класса, ведущее к патриотической кульминации: русские солдаты, разбившие шведа под Полтавой, выносят российский триколор, которому именно Петр придал статус государственного флага. 

Фото: Мария Ковалева/пресс-служба Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии

Трехчасовое действие держит в напряжении. Выстроенная драматургия, сильный актерский состав во главе с Иваном Ожогиным, полная выразительных мелодий музыка, живой оркестр под управлением маэстро Нефедова, изобретательная режиссура Юрия Александрова – все это не дает зрителю отвлечься ни на минуту. А потому на поклонах зал встает и одаривает участников спектакля долгими овациями.

Санкт-Петербургская музкомедия, которая всегда была в ряду лидеров отечественного музыкального театра, на этот раз создала не просто прекрасный спектакль, а настоящую петербургскую достопримечательность, которую непременно следует увидеть – как Медного всадника или ботик Петра.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий
×
×