Во МХАТе сошлись все женщины Есенина

Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Во МХАТе сошлись все женщины Есенина

money

Фото: Слава Новиков.

Здание на Тверском бульваре осаждает толпа. QR-коды на входе, закадровый мужской голос в фойе на всех этажах твердит про маски и дистанцию. Огромный зал забит: пресса, «свои» (папы-мамы), вездесущие театральные старушки, что раньше других проникают на превью… Всех волнует жизнь самого русского поэта Сергея Есенина, чью судьбу и творчество исследовал писатель и депутат Захар Прилепин, а драматург Елена Исаева адаптировала для мхатовской сцены его изыскания. На постановку приглашена известный режиссер из Латвии Галина Полищук, и это ее первая работа в Москве. 

Беспутный поэт-гуляка и его шесть любящих женщин помещены на большой сценический круг, который шаток, никак не найдет равновесия, – какой была и сама жизнь поэта. Его душа никак не может обрести покой и счастье с той единственной, которой он посвящает стихи, которую ревнует, мучает дурным характером, поколачивает и все равно бросает. Их шесть – Аня (Изряднова), Зина (Райх), Айседора (Дункан), Галя (Бениславская), Соня (Толстая) и мать (Татьяна). Любимые, но оставленные. Женщины встречаются на кладбище (вторая сцена), где ни могил, ни крестов – лишь стул с пиджаком на спинке. 

C A R A M E L

Вообще условность как прием, взятый режиссером с самого начала, пройдет через все два акта. На кругу, который больше вращается, чем стоит на месте, в быстром темпе сменяются родное село Есенина – Константиново, Москва, Питер, Париж, Штаты. Возникают или помянуты культовые фигуры двадцатых – модные литераторы (Мариенгоф, Куликов, Белый, Маяковский и др. ), режиссер (Мейерхольд) и, естественно, есенинские женщины. У двух из них родятся дети, и отцом Сергун (так называют его друзья и Райх) им, как следует из повествования, будет так себе. Собственно, образ поэта, певца русских березок, Москвы кабацкой, стихии русского характера, отнюдь не лучшего, представят уж как есть, но только не стерильным из советского учебника. 

Да, он – стихия, вобравшая в себе и высокое, и низкое, и грязь, и чистоту, а чего больше – решать каждому. Для одних он останется гулякой, алкоголиком с надорванной психикой, скандалистом, грубым и даже жестоким, но ранимым человеком, писавшим ясноглазую лирику. Для других – поэтом, за свой поэтический дар расплатившимся кровью, в том числе и кровью близких. В общем, знать бы, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. 

Фото: Слава Новиков.

«Женщины Есенина» вызовут споры по содержанию. К гадалке не ходи – найдутся оскорбившиеся за русского поэта, но нельзя не согласиться с тем, что Галине Полищук и команде, работавшей над спектаклем, удалось передать образ – и поэта, и его стихийного и талантливого творчества, – тот вихрь, в котором он жил, любил, страдал, писал и сгинул по собственной воле. 

Антракт. Спешу за кулисы. В первую очередь к исполнителю главной роли – Андрею Вешкурцеву (советую запомнить это имя). И не только потому, что без особого грима он действительно  похож на молодого Есенина. 

Источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий