
Для Елизаветы Лихачевой, которая совсем недавно возглавила Пушкинский музей, это второе открытие, и она заметно волнуется. На презентации проекта, который готовился около года, новый директор ГМИИ появилась в стильном восточном кафтане, под стать теме выставки. «Филипповский курган раскопали относительно недавно, в последние 30 лет, а это время было не самым удачным для изучения археологических артефактов. И все же исследователи проделали большую работу, и теперь у нас есть шанс ее впервые увидеть», — сказала она на открытии.

О сарматах, которым посвящен проект, мы все еще знаем меньше, чем хотелось бы. Делать однозначные выводы сложно, потому что кочевники не знали письменности и не оставили описаний своих воззрений и обычаев. Зато о них, как и о скифах, писал Геродот. Центральную часть Белого зала занимают витрины с фигурами оленей. Сделаны скульптуры из дерева, «облицованного» золотыми листами. Видно, как мастерски вбиты маленькие гвоздики, что крепят драгоценную «фольгу» к основе. Декоративное искусство было у сарматов на высоком уровне, в чем дают возможность убедиться и другие экспонаты выставки. Но по сей день непонятно, что именно значат эти фигуры.
— Предполагаем, что олень был для сарматов божественным символом солнца, а фигуры имели ритуальное назначение, — рассказывает «МК» Ольга Мельникова, хранитель фондов, археолог Оренбургского губернаторского историко-краеведческий музея, где хранится часть кладов из Филипповских курганов (вторая часть хранится в Уфе). — Олень — сакральный символ, они не водились на территории наших степей Предуралья.

Будьте первым, кто оставит комментарий!