Формат опен-эйра предполагал максимально расслабленную обстановку, где можно слушать музыку не только стоя или сидя, но и валяясь на траве. Вслушиваясь в классические стандарты, «ЗД» с удовольствием отмечала тонкости того, как именно в свое время джаз отразился на поп-музыке и какие его тенденции, импульсы и закономерности до сих пор раскрываются в новых, казалось бы, жанрах типа рэпа, хип-хопа, да и рока. Например, манера давать каждому музыканту соло во время выступления — исключительно джазовая. Причем в бэндах очень важно проявление качеств личности каждого участника, тут нет случайных людей. Каждый музыкант должен выступать ярко, как бы по-доброму соревнуясь с другими, и демонстрировать свое мастерство.
Хип-хоп, как ни странно, сохранил джазовую манеру бесконечных повторений одинаковых фрагментов. Поэтические импровизации, искусство сочинения бодрых текстов на ходу считается одним из главных маркеров хип-хоп-таланта и, соответственно, главным оружием рэпера в баттлах. А ноженьки-то росли вон откуда — от джазового царя Гороха…
Так что один из хэдлайнеров — рэпер L’One (в миру Леван Горозия) клубил практически в своей тарелке. Он заставил рафинированную публику отплясывать и качать его биты. Забавная картина, как дамы в вечерних платьях, украшениях и на шпильках качались под жесткие и местами пацанские песни, разукрашенные джазовой духовой секцией.
L’One с юным поклонником.
В эти же дни Леван презентовал в соцсетях новый трек «Я в огне», посвященный, судя по всему, своему успеху в мире шоу-бизнеса — тема для рэпа весьма характерная: деньги не проблема, «Москва круче, чем Бали», мы так прекрасны сами, что «падаем в объятья прекрасных богинь», всё «на стиле» и «на коне»… Однако по случаю джаз-феста Леван надел белую рубашку, застегнув ее наглухо, и пиджак, который под конец выступления все же был отброшен, так как стояла совершенно не характерная для Питера круглосуточная жара. «Живя в Якутске, не мог представить, что буду в Питере петь джаз», — признался артист перед исполнением песни «Якутяночка», под которую народ отплясывал с особой силой.
Его местами страшный и агрессивный трек «Черный», текст которого состоит в основном из бесконечно рифмующегося слова «черный», напоминал в новой инкарнации забавную детскую песенку 1986 года про «четыре черненьких чумазеньких чертенка» в исполнении Светланы Медяник.
Едва появившись на сцене в Юсуповском саду, Леван стал обращать особое внимание именно на детскую аудиторию, оказалось, многие родители пришли на мероприятие с детьми. В конце выступления он заметил заплаканного пятилетнего мальчика и стал выяснять, в чем причина детского горя. Оказалось, малыш пропустил песню «Все или ничего», один из главных хитов артиста. Тогда L’One вытащил мальчика на сцену и исполнил трек повторно, но уже дуэтом с ребенком, который, на удивление публики, знал многие слова наизусть. Зрители потом признавались, что этот момент был чуть ли не самым трогательным на фестивале.
Однако был еще один невероятно трогательный «детский» момент во время утонченного выступления джаз-бэнда TJF из Таиланда. Музыканты соединили национальные мелодии, нежную босанову и классический фортепианный джаз. В разгар сета на сцену вышла девочка в розовом платье, сделанном будто из перьев фламинго, и заявила, что ей всего 11 лет, но ее голос звучит намного весомее ее возраста. Публика действительно не ожидала услышать такой сильный и плавный голос. Мама девочки по имени Инг-Инг рассказала «ЗД», что поет ее дочка с двух лет и что ее семья всячески помогает талантливой исполнительнице развивать ее искусство.
Билли Новик (Billy’s Band).
Билли Новик с его Billy’s Band сыграли сет из своих поздних композиций и хитов, закончив балканской версией «Оторвемся по-Питерски». Группа — один из немногих независимых и качественных коллективов, которым удается сочно творить на стыке арт-рока, джаза и мейнстрима. В последние годы Билли Новик превратился в одного из главных пропагандистов джаза, хотя и предпочитает легкие формы жанра.
— Когда-то и джаз был поп-культурой, — размышлял Билли в разговоре с «ЗД». — Просто джаз зашел в очень сложные формы, которые выбросили его из мейнстрима, но, конечно же, он уместен в поп-музыке, возьмите Englishman in New York Стинга, там абсолютно джазовые вставки, замечательное соло, которое играет Бренфорд Марсалис на сопрано-саксофоне. Меня окрыляют джазовые вставки, если это порхающий джаз, а не такой, который грузит и портит настроение…
С необходимостью вернуть джаз в поп-культуру соглашались и другие музыканты. Певица Fantine российско-доминиканского происхождения, известная как одна из участниц шоу «Голос», включила в свой сет популярные песни советских времен «Стою на полустаночке» и «Стоят девчонки» помимо собственных сочинений и известных стандартов.
— Кроме этих песен мы подготовили в джазовых аранжировках «А напоследок я скажу», «Нежность», «У Черного моря», «Мохнатый шмель» и много других композиций из кино, — рассказывала певица. — Я специально смотрела советские фильмы, чтобы познакомиться с этой культурой, потому что долгое время не жила в России и ничего того не видела. Теперь мне приходится заново открывать для себя многое, хотя для всех здесь это уже классика.
Звучали и старые эстрадные песни в джазовой обработке. Оперная певица Хибла Герзмава совместно с оркестром Игоря Бутмана и пианистом Олегом Аккуратовым спела «Город влюбленных людей», которую в 1965 году первой исполняла Анна Герман. Практически хором с публикой, что необычно для классического зала филармонии, исполнялись «Журчат ручьи», «Я иду, шагаю по Москве», «Подмосковные вечера», которые были переименованы в «петербургские», и другие песни.
Евгений Маргулис.
Певица Варвара из арт-поп-группы Ubel тоже обратилась к кинематографическому материалу:
— Я считаю, что в поп-музыке сейчас нужно смешивать жанры, и джаз — это идеальная палитра, из которой можно брать столько ярких красок, что твоя картина будет самой яркой. Очень люблю винтажную музыку, разные старые группы. Мы берем много песен из кинематографа — от новой французской волны (60-е годы ХХ века. — «ЗД») до Квентина Тарантино и Вуди Аллена. Многое «воруем» в эстетике группы The Doors. Нас вдохновляет Эми Уайнхаус. Весь этот старый материал играет для нас новыми красками…
Но не только поп-артисты интересуются киномузыкой, актеры также используют джаз для своего развития и расширения возможностей. И без того популярная актриса Анна Чиповская уже несколько лет заявляет о себе как о джаз-певице, а актер Игорь Скляр вместе с Jazz Classic Community воссоздает аутентичное звучание классики 30–60 х годов ХХ века.
Вся эта разношерстная публика, включая обладателя «Грэмми» афро-кубинского пианиста Гонсало Рубалькабо и мультиинструменталиста Давида Голощекина, расширяли горизонты джаза своими трактовками как могли. Под занавес был устроен настоящий звездный джем в стиле 30-х годов, где кроме многих упомянутых выше артистов, включая Хиблу Герзмаву, «отрывались» Виталий Погосян с дудуком, гитарист Гасан Багиров, джазовый контрабасист Владимир Волков, который активно сотрудничает с Леонидом Федоровым из «АукцЫона», и другие. Случилось полное и абсолютное переопыление всех жанров и направлений поп-музыки, что возможно, раскроет новые направления для ее развития. Давно пора.