Илон Маск кусает локти, видя новые китайские ракеты

Илон Маск кусает локти, видя новые китайские ракеты

Китайская экономика вовсе не такая огосударствленная, как принято считать. Среди топ-25 крупнейших компаний Китая (по выручке) ровно половина — государственные.

Главные частные корпорации Поднебесной — это лидирующие по выручке финансовые (Ping An Insurance, China Merchants Bank, Postal Savings Bank of China, China CITIC Bank, China Everbright Bank, China Pacific Insurance Company), маркетплейсы (JD.com и Alibaba Group), промышленные (Hengli Group, Amer International Group), телокоммуникационные (Tencent и China Telecom) и единственный девелопер (Vanke).

Впрочем, в Китае государство все еще доминирует во многих отраслях. В основном в электроэнергетике, строительстве, нефтехимии. При этом крупнейший автомобилестроитель в стране — это принадлежащая государству корпорация SAIC Motor (она выпускает машины под брендами Maxus, Roewe, Baojun, Wuling, Hongyan, Sunwin и многими другими).

Да и второй по выручке автопроизводитель в Китае — тоже государственный, это China First Automobile Manufacturing (FAW). На пару с SAIC Motor их годовая выручка приблизилась к $250 млрд. Чтобы было понятно, это больше, чем выручка Microsoft, зато чуть меньше, чем годовой оборот Toyota. Сомнительно, чтобы китайское государство добровольно отказалось от таких денег.

При этом во многих отраслях, которые в других странах являются чисто государственными, Китай приветствует конкуренцию. Скажем, в производстве ракет.

Недавно китайский стартап Landspace впервые запустил свою инновационную ракету на космодроме Цзюцюань. Испытание ракеты, которая получила название Zhuque-3, произошло следом за запусками, проведенными другим пекинским стартапом iSpace в ноябре и декабре прошлого года.

Zhuque-3 оснащен двигателем, который будет использоваться для орбитальных полетов, как и в тестах iSpace.

Испытания в чем-то аналогичны испытаниям Grasshopper (ракеты вертикального взлета и вертикальной посадки), проводимым компанией SpaceX Илона Маска еще десять лет назад в рамках разработки Falcon 9.

— Недавние запуски китайских ракет — это демонстрация растущей конкуренции в разработке многоразовой ракеты-носителя, — пишет в специализированном издании Space News обозреватель Эндрю Джонс.

Китайское правительство впервые открыло доступ частному капиталу в космический сектор еще в конце 2014 года. Таким образом китайцы отреагировали на коммерческие разработки ракет в США.

Первыми разработанными на частные инвестиции в Китае были небольшие твердотопливные ракеты малой грузоподъемности. А вот первые китайские ракеты на жидком топливе, профинансированные частным бизнесом, поднялись в воздух в прошлом году.

Ракета компании Deep Blue Aerospace из Цзянсу еще в 2022 году сумела подняться на километровую высоту. Другой частный стартап, Galactic Energy, до конца 2024 года протестирует ракету на керосиново-кислородных двигателях.

Инновационная компания Space Pioneer в июне планирует запустить ракету Tianlong-3. Она будет конструктивно похожа на Falcon 9 Илона Маска (хотя, в отличие от нее, сначала будет одноразовой).

Компания Landspace тем временем планирует вывести свою ракету на орбиту уже в этом году. Потом число коммерческих запусков удвоится, в 2025 году построенная китайскими бизнесменами ракета выйдет на земную орбиту 6 раз, а в 2026 году — 12 раз.

А к 2028 году китайские стартаперы обещают построить 200-тонный двигатель ступенчатого сгорания. Он будет использоваться для ракеты-носителя многоразового использования диаметром 10 метров.

Таким образом, частные инвесторы по-настоящему смогут бросить вызов государству. А точнее, многоразовой ракете, которая сейчас разрабатывается Китайской аэрокосмической научно-технической корпорацией (CASC). Государственной, разумеется.

Госкорпорация сейчас занята также созданием космического самолета — он будет сочетать в себе свойства и обычного самолета, и космического корабля. На первых порах, хотят использовать такие космолеты военные. Но потом будут и коммерческие полеты.

Причем сейчас китайские компании — как государственные, так и частные — создают именно многоразовые ракеты.

В следующем году, например, компания Orienspace обещает запустить ракету Gravity-2 с грузоподъемностью почти 26 тонн. Чем больше грузоподъемность, естественно, тем больше спутников можно вывести на орбиту.

Появление все новых ракет также свидетельствует о том, что у Китая быстро растут планы коммерческих запусков. Еще 10 лет назад, на заре становления компаний, которые проектировали ракеты, в Китае были разработаны планы создания легких твердотопливных ракет. Однако они позволяли запускать лишь крошечные коммерческие или научные спутники.

А сейчас китайские стартапы, включая iSpace, Galactic Energy, Space Pioneer и Deep Blue Aerospace, работают над многоразовыми жидкостными ракетами. Некоторые из них уже заявили, что нацелены на получение госконтрактов, чтобы создать на орбите крупнейшую в истории группировку спутников связи под названием Guowang.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий
×
×