Фото: wikipedia.org / Bukvoed / CC BY 3.0
Круглый холм Тель—Шимрон величественно возвышается примерно на 70 метров над долиной Изреель — но этого было недостаточно для правителей древнего акрополя в эпоху средней бронзы, которые около 3800 лет назад построили массивный монумент, занимающий почти всю вершину холма. Сегодня археологи пытаются выяснить, почему.
Как пишет The Times of Israel, построенный из сырцового кирпича с использованием самых передовых архитектурных технологий того времени, древний объект поднял высоту холма еще на пять метров. Комплекс простирается примерно на 1200 квадратных метров по всей вершине холма, размером примерно с олимпийский плавательный бассейн.
Археологи объявили общественности об открытии древнего комплекса на днях, но не стоит отправляться на его поиски в ближайшее время: памятник был засыпан для сохранения и защиты и недоступен для публики, отмечает The Times of Israel.
“Когда мы начали копать, мы обнаружили, что эта область между глиняными кирпичами была заполнена гравием, что очень необычно, поэтому мы начали удалять гравий”, — рассказал Дэниел Мастер, профессор археологии в колледже Уитон, который занимается раскопками Тель-Шимрона с 2017 года. Нынешними раскопками руководит проф. Марио А. С. Мартин из Университета Инсбрука и археологи из Тель-Авивского университета в сотрудничестве с Управлением древностей Израиля и Управлением природы и парков.
Тель-Шимрон не был тщательно раскопан до 2017 года, и команда первоначально полагала, что это типичный археологический курган, сложенный из слоев разных периодов времени. Но когда археологи начали раскопки, они обнаружили, что первые пять метров были рукотворным сооружением.
“Мы продолжали копать дальше, и он сохранился на глубине одного метра, затем двух метров, затем трех метров, затем четырех метров, — говорит профессор Мастер. – Это сооружение было совершенно неповрежденным, и внезапно мы поняли, что имеем дело с фундаментом здания или надстройкой, которая была построена в верхней части участка”.
Недавно обнаруженный комплекс состоит из более чем 9000 необожженных глиняных кирпичей, которые были сложены друг на друга, чтобы создать башню и куполообразный проход, ведущий вниз, в город. Проход длиной в два метра построен в стиле “карниза” — архитектурной технике, при которой многослойные кирпичи постепенно загибаются внутрь, создавая постепенно сужающуюся крышу.
Это самый ранний задокументированный пример карнизной архитектуры в Израиле, хотя эта техника широко использовалась в Месопотамии в этот период времени, около 3800 лет назад.
Это эпоха, в которую жители Месопотамии начали строить первые мегаполисы — Мари и Ур, в которых проживало до 100 000 человек. Поскольку Месопотамия состоит в основном из аллювиальных пойм с небольшим количеством крупных камней, местные жители строили здания и жилища из сырцового кирпича. В то время у них были самые передовые технологии кирпичного строительства в мире, объяснил Мастер. Скалистый рельеф Святой земли означал, что жители могли использовать как камни, так и кирпичи, поэтому их техника кладки была менее продвинутой, пишет The Times of Israel.
В Тель-Шимроне строители даже добавили художественную изюминку: слой белого мела между кирпичами. Работая с учеными из Института Вейцмана, археологи определили, что белый слой был нанесен исключительно по эстетическим соображениям и не служил строительным раствором.
Профессор Мастер все еще не верит, что они вообще нашли неповрежденные арки, не говоря уже о том, что на них все еще видны украшения, поскольку необожженный сырцовый кирпич — хрупкий материал, который редко выдерживает разрушительное воздействие времени.
“Вы знаете, как это бывает с археологией — обычно у вас есть эти обрубки стен, которые поднимаются не более чем на метр, и у вас есть только фундамент, — сказал Мастер. – Но внезапно здесь мы имеем дело с огромным памятником, который был построен на вершине этого огромного города в среднем бронзовом веке, и который действительно удивил нас с точки зрения сохранности”.
Памятник так хорошо сохранился, потому что вскоре после того, как он был построен, его полностью засыпали гравием, который поддерживал и защищал арки, объяснил Мастер. Они определили, что им почти не пользовались, потому что пол и лестницы в проходах также были сложены из сырцового кирпича и имеют очень незначительный износ, а это означает, что после строительства по нему ходило очень мало людей.
Назначение памятника поставило археологов в тупик.
“Зачем вам вкладывать столько усилий в то, что уже находится на высоте 70 метров над дном долины, и делать это на высоте 75 метров над дном долины? — задается вопросом профессор Мастер. – Что бы это значило для окружающего ландшафта и того, как люди использовали это место?”
Сначала Мастер и другие думали, что сооружение, возможно, было стенами древнего укрепленного города, возможно, для защиты этого района от завоевательных египетских армий. Но везде, где они находили врата, они вели в тупик.
Некоторые предполагают, что памятник мог иметь религиозное значение. У входа в главный проход археологи обнаружили сосуд с семью носиками, лежащий среди пепельных обломков. Этот тип сосуда называется “чашей Нагарии”, поскольку аналогичный сосуд того же периода времени был обнаружен в Нагарии и использовался для религиозных ритуалов.
Аналогичный памятник находится в Сирии, называемый Белым памятником в Тель-Банате, также относящийся к среднему бронзовому веку. Считается, что это один из старейших военных мемориалов в мире, благодаря систематическому размещению тел погибших на кургане.
Самые ранние находки в Тель-Шимроне относятся к периоду неолита около 9000 лет назад, но расцвет этого места пришелся на средний бронзовый век, почти 4000 лет назад. Это было тогда, когда город был самым крупным и простирался более чем на 19,5 гектара (195 дунамов). Это была важная остановка для товаров и людей, направляющихся на север, в Анатолию или Кавказ, или на юг, в порт Акко.
Город был известен во всем мире и упоминается в египетских источниках этого периода.
“В бронзовом и железном веках Шимрон был центром контроля над торговлей между востоком и западом, от долины реки Иордан до Дамаска и Хацора”, — сказал Мастер.