×
×
Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Бюджет тупикового курса

В условиях гибридной войны на уничтожение, объявленной нашей стране глобалистскими и неонацистскими силами Запада, нам жизненно необходимы мобилизация всех имеющихся ресурсов, их ускоренное наращивание и эффективное использование. Финансово-экономических ресурсов это касается в особенности. Они являются основой любых достижений — и военных, и промышленных, и социальных.

Поэтому чрезвычайно важным является вопрос формирования бюджета развития, осуществления программы подлинного суверенитета и Победы. И в этой связи подготовленный правительством проект федерального бюджета, который Государственная Дума будет рассматривать в первом чтении 26 октября, требует особенно пристального внимания и максимально ответственной оценки.

Фронт борьбы за будущее

Очертания нового мирового пожара все настойчивее просматриваются в разных частях планеты. Недавно они проступили на Ближнем Востоке. А наши противники открыто заявляют о намерении перейти от войны гибридной к прямому вооруженному столкновению с Россией.

Подтверждением этого стал опубликованный на днях доклад комиссии Конгресса США по вопросам американской стратегической концепции. В нем прямо заявлено: одной из ключевых составляющих политики Вашингтона должна стать подготовка к военному столкновению Соединенных Штатов и их натовских союзников с Россией и Китаем. Откровенно сказано и о том, что в качестве наиболее вероятных сроков такого столкновения американские «ястребы» рассматривают конец нынешнего или начало следующего десятилетия.

Перед лицом таких исторических вызовов нельзя не поддержать запланированное в проекте бюджета существенное увеличение расходов по разделу «Национальная оборона». В 2024 году они вырастают почти на 70% — до 10,8 против 6,4 триллиона в 2023-м. Финансирование оборонительного щита страны составит 29% от расходной части бюджета и 6% от ВВП. В 2025 году на него планируется направить четверть бюджетных расходов. В 2026 году — 22%.

Но помимо украинского фронта, где НАТО противостоит нам кровавыми руками бандеровской хунты, и помимо подготовки к новым, еще более масштабным атакам на нашу страну, мы обязаны отвечать на вызовы времени и на других фронтах гибридной войны. Прежде всего — на экономическом, научно-техническом, социальном и демографическом. Однако этим задачам предложенный нам вариант бюджета не соответствует.

Не соответствует он и ключевым установкам, обозначенным в послании и в указах президента В.В. Путина: войти в пятерку ведущих экономик мира, преодолеть опасное технологическое отставание России, добиться реальной модернизации экономики и ускоренного импортозамещения. Существенно повысить благосостояние граждан и улучшить социальные условия их жизни. Справиться с тяжелым демографическим кризисом, в котором заключается главная стратегическая угроза нашему будущему.

В июне мы провели в Орле Международный экономический форум, где представили и утвердили обновленную программу КПРФ. Она в полной мере отвечает задачам, сформулированным главой государства. При поддержке лучших ученых и специалистов мы убедительно доказали необходимость ее реализации. Она подтверждается и тревожными данными, прозвучавшими в докладах участников Орловского форума. Вот лишь некоторые из них.

За последние 10 лет среднегодовые темпы роста экономики не превышали у нас 1%. Среднемировые темпы были в три раза выше. По объему ВВП на душу населения мы сегодня уступаем Турции, Португалии, большинству бывших соцстран. В структуре нашего ВВП наукоемкая промышленность занимает всего 13%. Доля экономики знаний, то есть высокотехнологичных отраслей — только 9% от ВВП.

Среди 187 стран Россия сегодня занимает 108-е место по продолжительности жизни, 119-е — по показателям здоровья населения, 95-е — по качеству здравоохранения, 32-е — по качеству образования, 66-е — по уровню реальных доходов граждан, 43-е — по уровню жизни пенсионеров, 60-е — по индексу социального развития, 80-е — по обеспеченности комфортным жильем.

Разрыв по уровню доходов трудящихся между наиболее и наименее благополучными регионами составляет 3−4 раза. Доходы долларовых миллиардеров относительно ВВП в России вдвое выше, чем в США и в странах Евросоюза. При этом за чертой бедности находятся более четверти семей с двумя детьми и каждая вторая семья с тремя детьми. Даже в сельской местности наблюдается стремительное сокращение числа многодетных семей. Одна из главных причин — категорическое недофинансирование программы комплексного развития сельских территорий.

Численность высококвалифицированных рабочих, подготавливаемых профессионально-техническими учебными заведениями, снизилась в сравнении с советским временем в десятки раз.

Количество ученых-исследователей со времени развала СССР сократилось более чем вдвое. Общее число научных работников с 1990 года уменьшилось втрое. Наблюдается тотальное недофинансирование науки и образования относительно необходимого для полноценного развития минимума.

Время требует поворота к социализму

Способы преодоления этих системных проблем ясно сформулированы в программе КПРФ, одобренной участниками Орловского форума. Главные из них:

— принципиальная смена социально-экономического курса;

— долгосрочное планирование в экономической и социальной сфере с учетом главных национальных интересов;

— национализация стратегически важнейших отраслей;

— отстранение олигархии от управления экономикой;

— кардинальное увеличение государственных инвестиций в высокотехнологичную экономику, науку и образование;

— прекращение вывода капитала из страны;

— обновление налогового законодательства с целью усиления фискальной нагрузки на личные доходы сверхбогатых и ослабления — для предприятий и малоимущих граждан;

— всесторонняя поддержка наших народных предприятий и широкое распространение их опыта на всю страну;

— усиление социальной поддержки молодых семей и пенсионеров — прежде всего, «детей войны».

Заявленная в нашей Программе Победы необходимость левого поворота, который является непременным условием спасения и возрождения Отечества, убедительно подтверждена выдающимися достижениями советской системы.

В СССР с 1929-го по 1959 год объем экономики увеличился в 14 раз. Среднегодовые темпы ее роста, за минусом военных лет, составляли в этот период 14%. Реальная заработная плата выросла за это время в четыре раза, банковские сбережения граждан — в пять раз. Средняя продолжительность жизни возросла на 26 лет. Население увеличилось на 46 миллионов — даже несмотря на потерю 27 миллионов за годы Великой Отечественной. Если бы не война, численность населения СССР, согласно подсчетам демографов, выросла бы за тот же период на 100 миллионов.

Сторонники сохранения прежней финансово-экономической политики стремятся убедить нас: это не более чем формальные бухгалтерские показатели, на которые не стоит обращать внимания. Но на самом деле эти цифры указывают на то, что все большая часть нашего ВВП, то есть общей суммы богатств, создаваемых трудом граждан, оседает в карманах богатейших собственников. И все меньшая направляется на развитие страны, на нужды государства и общества.

Согласно индексу 500 богатейших людей мира, который составляет агентство «Блумберг», 25 главных российских олигархов только с января по август 2023 года увеличили свои капиталы в общей сложности на 32 миллиарда долларов. А их суммарное состояние достигло 300 миллиардов. В рублях это 29 триллионов — на триллион больше федерального бюджета нынешнего года. За баснословное обогащение олигархии страна платит ограничением жизненно необходимых ей доходов и расходов, которое категорически недопустимо в нынешних сложнейших условиях.

В ответ сторонники проекта могут возразить: даже несмотря на это расходы федерального бюджета должны в 2024 году вырасти по сравнению с 2023-м с 30,2 до 36,6 триллиона рублей — на 21%.

Разумеется, существенное увеличение бюджетных расходов необходимо нам в сегодняшней обстановке, и его нельзя не приветствовать. Но на 2025 год правительство планирует снижение расходов до 34,4 триллиона — на 2,2 триллиона рублей, то есть на 6%. В 2026 году расходы планируют снова повысить на 3,5% по сравнению с 2025-м — до 35,6 триллиона. В сравнении с 2024 годом они в конце трехлетки окажутся ниже на триллион, то есть почти на 3%. А относительно расходов 2023 года вырастут на 18% в номинальном выражении и на 5,5% в реальном — с учетом суммарной инфляции, прогнозируемой на тот же период.

На фоне масштабных задач, решение которых необходимо для победы в условиях гибридной войны, такой рост государственных расходов явно недостаточен. Да и зиждется он в основном лишь на двух бюджетных направлениях. На что обращает внимание и Счётная палата, в заключении которой по поводу проекта бюджета подчеркивается: только по этим двум направлениям из четырнадцати вырастает доля финансирования относительно общих расходов бюджета.

В нем прописано: в 2024 году по семи из четырнадцати бюджетных разделов предстоит либо номинальное сокращение финансирования, либо его сугубо символический рост ниже уровня инфляции. То есть, опять же, фактическое урезание. А в конце трехлетки, в 2026 году, реальные затраты уже по восьми разделам окажутся ниже уровня 2023-го.

Эту тенденцию подтверждают в своем заключении и специалисты Счетной палаты, подчеркивая, что особенно явным фактическое снижение расходов становится в 2025—2026 годах.

На реализацию государственных программ составители проекта бюджета планируют в следующем году выделить на 1,1 триллиона рублей — почти на 5% — меньше средств, чем в текущем. А с учетом инфляции госпрограммы ждет девятипроцентное суммарное сокращение финансирования. Расходы будут урезаны по каждой второй из них.

Финансирование национальных проектов в 2024 году увеличится по сравнению с 2023-м на 68,6 миллиарда рублей — на 2,4%. Но это формальное увеличение. А фактически, даже с учетом официальной инфляции, произойдет сокращение их финансирования на 2%. При этом половину нацпроектов ожидает урезание их бюджета и в номинальном выражении.

Раздача «социального» пайка

За увеличением финансирования по разделу «Образование» в 2024 году на 5,6% последует, согласно проекту бюджета, его сокращение на 15% в 2025-м. А в 2026 году — снова увеличение на 7,6%. В итоге затраты бюджета на образование окажутся к концу следующей трехлетки на 3,6% ниже, чем в 2023 году. С учетом же инфляции получается шестнадцатипроцентное сокращение расходов по этому важнейшему направлению. Упадут они и относительно ВВП — с нынешних 0,9% до 0,7%. И относительно общих расходов бюджета — с 4,8% до 4,2%.

Одновременно с этим урезается и финансирование госпрограммы «Развитие образования». Ее бюджет к концу предстоящей трехлетки собираются ужать более чем на четверть.

В сегодняшней обстановке, когда для нас особенно важны патриотическое воспитание и укрепление единства общества, составители бюджетного проекта считают возможным урезать расходы и на молодежную политику, также входящую в раздел «Образование». Ее финансирование планируют сокращать на протяжении всей трехлетки, ужав в 2026 году на 27% по сравнению с 2023-м.

С неоднократно заявленным властью стремлением способствовать духовному развитию и укреплению интеллектуального потенциала страны категорически расходится в очередной раз отраженный в проекте бюджета принцип нищенского финансирования национальной культуры.

По разделу «Культура и кинематография» предусмотрено увеличение финансирования на 15 миллиардов в 2024 году, снижение на 47 миллиардов в 2025-м и повышение на 50 миллиардов в 2026-м. В результате, в конце предстоящей трехлетки на поддержку отечественной культуры собираются выделять на 18 миллиардов больше, чем сегодня. Нынешнее нищенское финансирование в размере 209 миллиардов «вырастет» до таких же нищенских 227. Это 8% номинальной прибавки. А в реальном выражении, с учетом инфляции за три года, это фактическое снижение расходов на 4,5%.

Один из главных документов, сопровождающих представленный проект — «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Их определяет министерство финансов. В качестве ключевых в этом документе обозначены такие направления, как содействие адаптации экономики в новых условиях, ее структурная трансформация и развитие межбюджетных отношений федерального центра и регионов.

Но о какой полноценной адаптации экономики может идти речь, когда необходимого финансирования лишаются программы экономического и социального развития? О какой структурной трансформации можно говорить, если бюджет противоречит инновационным задачам и буквально обрекает страну на то, чтобы она и дальше оставалась на сырьевой игле? Как можно охарактеризовать межбюджетные отношения, если авторы бюджетного проекта планируют урезать финансовые отчисления в регионы?

В проекте намечено снижение финансирования по разделу «Межбюджетные трансферты». То есть сокращение расходов на поддержку регионов. В 2024 году их собираются снизить на 4%, в 2025-м — на 3%. А в 2026-м увеличить по сравнению с 2025 годом на жалкие две сотых процента, что будет означать — с учетом инфляции — их фактически четырехпроцентное сокращение. В результате к концу трехлетки номинальные расходы по этому разделу похудеют на 7% в сравнении с 2023 годом. А с учетом обещанной инфляции сократятся почти на 20%.

Составители бюджета именуют такую политику социальной. Но на самом деле она лишь усугубляет социальное неравенство и раскол в обществе, особенно опасный на фоне нарастающих внешних угроз.

Мы должны не просто стремиться к укреплению взаимодействия с этими странами, но и учитывать их бесценный опыт социалистического строительства. Их успешного противостояния историческим вызовам, враждебным санкциям, попыткам дискредитации и изоляции, предпринимаемым западными противниками. Противостояния, в котором главной опорой становится идеология и практика социализма. И мы обязаны понимать, что по-настоящему братские отношения со странами, строящими социализм, можно укреплять и развивать только на этой основе.

Источник

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий