В России необходимо создать Институт изучения традиционных ценностей (ИИТЗ), заявила зампредседателя Госдумы Анна Кузнецова в интервью «Парламентской газете».
По её словам, такое учреждение должно проводить «соответствующие исследования» и помогать законодателям вырабатывать решения. «Потому что можно много раз говорить про традиционные ценности, но, кроме оскомины, ничего не получится», пояснила депутат.
«Традиционные ценности — это специфический, характерный для конкретной общественно-исторической формы социальной организации набор нормативных требований, служащий основой нормативной регуляции социальной жизни», толкует термин БРЭ. То есть продуктом ИИТЗ станет некий свод базовых понятий, социальных стандартов, которые будут положены в основу принимаемых законов, обязательных к исполнению всеми россиянами.
Пока же общество наблюдает борьбу традиционных ценностей в режиме реального времени. На Прямой линии-2024 представитель одного религиозного телеканала одновременно подняла тему абортов, порносайтов и перезахоронения тела Ленина, получив встречное предложение — не раскалывать общество. В тот же день россияне узнали, что в стране, несмотря на светский характер её законов, теперь одобрено религиозное многожёнство.
— Подобные вещи, мне кажется, могут быть интересны, если они укладываться во внешние идеологемы и если это кому-то выгодно, — считает политолог Константин Калачёв. — Так что это может быть как инструментом влияния, так и чисто бизнесом. Ситуация амбивалентная. Такой институт — синекура, поскольку он получит бюджетное финансирование.
Тема явно нравится Путину. А в нашей квазимонархической системе всё определяет воля одного человека.
А это предполагает, что надо встать на общую платформу с попутчиками и союзниками, которые, как известно, либеральные, либертарианские ценности не приемлют и исповедуют консервативную идеологию. Здесь традиционные ценности позволяют такую платформу создать. Это как маркер, как флаг, позволяющий тем, кто не с Западом, увидеть своего.
Тем более, традиционные ценности у разных стран свои. У кого-то это законы шариата, четыре жены, у кого-то иные. Это не столько от бедности идеологии, а от желания всё упростить. Никакой политической или экономической модели, подходящей всем, кроме «традиционной», президент РФ предложить не может.
— Она может привести к появлению целого нацпроекта с соответствующей поддержкой. Но я бы не сказал, что тема традиционных ценностей очень востребована в нашем народе, в обществе.
Это попытка обслужить идеологический заказ руководства РФ, которое очень давно настаивает на традиционных ценностях, считая, что крепкая семья, многодетность, хождение к службе, исполнение обязанностей перед властями будет способствовать улучшению экономики и жизни в России. Кому за это взяться, как не многодетной Анне Кузнецовой?
В данном случае традиционные ценности понимаются прагматично, как те, что побуждают женщину рожать.
По сути, это отсылка к религиозным нормам 100−200-летней давности. Хотя если у женщины будет уверенность в завтрашнем дне, материальная основа для этого, то традиционные ценности сами появятся, поскольку без экономического базиса они не живут.
В случае создания института учёным будет запрещено указывать на материальную основу ценностей, а значит их изучение будет заведомо бесплодным.
— Думаю, это прекрасная инициатива, — иронизирует политический обозреватель радиостанции «Аврора» Федор Бирюков. — Такому институту можно присвоить имя Александра Дугина или его идеологического учителя Рене Генона, который, собственно, и изобрёл современный традиционализм. Вместе с Юлиусом Эволой они создали теорию интегрального традиционализма.
Проблема лишь в том, что эта тенденция (современно понятый модернистский традиционализм) развивалась в ключе постмодернистской науки и общества.
В этом парадокс и диалектика. И когда эти уважаемые учёные, эксперты, новые идеологи и депутаты-патриоты начнут наконец-то серьёзно изучать традиционализм, они, возможно, придут к закономерному выводу: запретить себя.
Традиционализм может быть либо строго тоталитарным и основываться на чётком кодексе определённых традиционных воззрений. Но это не подходит им, поскольку они давно вышли за рамки любых традиций.
Либо это может быть достаточно плюралистическая модель, о которой удачно сказал Мао Цзедун «пусть расцветает сто цветов». Но и в эту концепцию они не влезают, поскольку они хотят всё запрещать. Эта абсолютно антимодерновская тенденция, характерная для так называемого Нового Средневековья.