На курорты Красного моря пришла война?

«Геополитический пожар, созданный администрацией Тель-Авива» может пошатнуть мировую торговлю, которая еще не успела стабилизироваться после пандемии ковида, пишет турецкая газета Yeni Şafak.

В материале поясняется, что международные транспортные компании вынуждены менять маршруты поставок энергетических ресурсов с Ближнего Востока из-за конфликта в секторе Газа и ситуации с атаками хуситов в Красном море. Это уже привело к резкому росту издержек для стран Евросоюза.

Сообщается, что атаки хуситов на торговые суда вынудили судоходные компании, в частности, Maersk и Hapag-Lloyd, перенаправить корабли через Атлантический океан, вокруг Африки. Аналогично поступили и энергетические компании. Так как на маршрут контейнерных перевозок между Красным и Средиземным морями приходилось до 10 процентов мировой торговли, его изменение повлекло потерю времени до 40 дней в пути и большие издержки.

«В случае дальнейших перебоев западные страны могут пойти на изменение своей политики по отношению к Израилю и США. В этой связи для снижения напряженности в Красном море дипломатическое давление на Тель-Авив и Вашингтон может усилиться», — считают авторы материала.

Между тем, США заявили о начале многонациональной операции «Страж процветания» по защите Красного моря от хуситов. Вместе с ними в операции будут участвовать Великобритания, Франция, Италия, Испания. Нидерланды, Норвегия, Бахрейн, Канада, Сейшельские острова.

Непонятно, на что они рассчитывают, если их не поддержали даже ближайшие союзники — Саудовская Аравия и ОАЭ. Ждать ли новой большой заварушки? И можно ли это называть столь пафосно — «геополитический пожар»?

— Все же метафора о «геополитическом пожаре» использована турецким изданием, которому было важно усилить тезис о деструктивной, по оценке авторов статьи, роли политики Израиля для международной обстановки, — уверен директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Нынешняя ситуация в Красном море — конечно, вызов для европейских потребителей, ведущий к росту стоимости товаров, поставляемых в ЕС по соответствующему маршруту, а также к новым скачкам цен на энергоносители.

Тем не менее ситуативные кризисные ситуации в связи с поставками через тот же Суэцкий канал происходят не в первый раз — например, в связи с авариями (вспомним резонансную историю с контейнеровозом «Эвер Гивен» весной 2021 года). То есть, риски, связанные с этим маршрутом, в ЕС, скорее всего, учитывались.

«СП»: Что именно тут теряет Европа? Насколько это критично для неё? И что теперь? Европа будет больше приглядываться к СМП? Или будет думать, как решить проблему с Суэцким каналом?

— Пока, как известно, часть поставок, проходивших в Европу через Суэцкий канал, перенаправлено по более протяженному маршруту, проходящему вокруг мыса Доброй Надежды на юге Африки. Другое дело, что это более затратный маршрут (и по времени, и по стоимости перевозок), поэтому внимание к обеспечению безопасности маршрутов, проходящих через Суэцкий канал, со стороны ключевых западных держав, скорее всего, останется приоритетным.

«СП»: Нам от этого польза есть? Опять же — раз больше внимания Суэцкому каналу, то меньше Украине…

— Вряд ли задачи, которые ставят перед собой США и их союзники в акватории Красного моря, всерьез повлияют на уровень поддержки Украины с их стороны.

Тем более, что ВМС США и так традиционно присутствуют в регионах, находящихся не так уж далеко от этой зоны (например, в том же Персидском заливе), да и вероятность кризисов в акватории Красного моря, скорее всего, могла прогнозироваться Вашингтоном, так что вряд ли здесь будет наблюдаться непредвиденный рост затрат для оборонного бюджета США.

Проблемы с безопасностью морских маршрутов в регионах, находящихся на пути к Суэцкому каналу, конечно, будут актуализировать дискуссии об альтернативных маршрутах поставок из Восточной, Южной Азии или, например, зоны Персидского залива в Европу.

Гипотетически, это могло бы привести к росту внимания внешних игроков к транспортным маршрутам, проходящим через российскую территорию (от Северного морского пути до коридоров «Европа-Западный Китай» или «Север-Юг»).

Но, даже если рассматривать только политическую сторону вопроса — конфронтация между Россией и западными державами пока не исчерпана, да и к конкурирующим маршрутам, проходящим в обход России (тому же Транскаспийскому международному транспортному маршруту) представители ЕС и ранее неоднократно проявляли интерес.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий
×
×