«Пакт во имя будущего», принятый Генассамблеей ООН в ночь на понедельник 23 сентября, стал первым стратегическим документом, который согласован главной международной организацией в ХХI веке. Это произошло в ходе двухдневного «Саммита будущего» в Нью-Йорке. Подготовка Пакта велась более 9 месяцев.
В документе, емкость которого — 72 страницы, перечисляются действия государств и международных организаций, которые отныне и в будущем признаются недопустимыми. За текст проголосовали единогласно все участники Генассамблеи.
Вместе с тем, представители многих стран ООН сообщили, что они недовольны документом, который должен определять жизнь человечества в ближайшие десятилетия.
— По сути, никто из членов ООН документом не доволен, — заявил руководитель российской делегации на саммите, замглавы МИД Сергей Вершинин.
Вершинин от имени трёх стран: России, Белорусии и Никарагуа — предложил дополнения в Пакт. Они касались, в частности, недопустимости использования серийных и общедоступных средств связи и бытовой техники для организации терактов. Эта тема стала актуальной только в последние дни — после взрывов пейджеров в Ливане и Сирии.
Поправку России поддержали КНДР, Сирия, Судан и Иран, а 143 страны, включая некоторых наших соратников по БРИКС и ШОС, проголосовали за предложение ГА ООН — не вносить данные изменения в «Пакт будущего».
О роли этого документа и о том, почему актуальная поправка не была внесена в Пакт, «Свободной Прессе» рассказал чрезвычайный и полномочный посол, профессор Московского государственного лингвистического университета Ян Бурляй.
«СП»: Ян Анастасьевич, «Пакт будущего» — это очередной «консенсусный документ», из которого ради всеобщего согласия выхолощен смысл, или — важнейший элемент мирового законодательства?
— Этот Пакт — очень важный шаг на пути к решению глобальных мировых проблем ХХI века. Но он должен сопровождаться конкретными мерами, направленными на достижение благородных целей, которые перечислены на этих 72 страницах.
В противном случае, если не будет разработан план по воплощению в жизнь указанных тезисов — Пакт так и останется 72-мя страницами красивого текста.
Мы видим, что целый ряд положений этого Пакта сейчас откровенно нарушается. В частности, в документе провозглашается недопустимость ксенофобии и расовой дискриминации. Но в ряде государств к иностранцам относятся крайне неприязненно. В том числе — и к русским.
Наблюдается негативное отношение к русскому языку, к русской культуре, к спортсменам из России в целом ряде стран и международных организаций. Это — такой позор, которого не должно быть в ХХI веке. Но мы все являемся свидетелями этого позора.
Принятие документа — главное. долгожданное событие «Саммита будущего», но форум продолжается, и есть надежда, что во второй день работы будут предложены механизмы по реализации этих благих намерений.
Миллиарды людей в мире покупают у ТНК не по одному, а множество различных приборов — от холодильника до электросамоката, от портативного измерителя давления и сатурации — до умного дома.
Если ООН потребует у этих предпринимателей установить во все приборы антитеррористическую защиту — транснациональные корпорации будут вынуждены идти на дополнительные расходы.
К этому они абсолютно не готовы.