Израиль согласился на вывод войск из сектора Газа в рамках сделки с палестинским исламистским движением ХАМАС, сообщил госсекретарь США Энтони Блинкен.
«В соглашении очень четко определены график и места вывода войск из сектора Газа, и Израиль согласился с этим», — сказал Блинкен в ходе выступления в Катаре, где проходит очередной раунд переговоров по заключению соглашения.
Он добавил, что последние усилия по заключению сделки являются, «вероятно, лучшей, а возможно, и последней возможностью». По его словам, ХАМАС обязана принять это предложение.
Отметим, что США, Египет и Катар выступают посредниками, Израиль и ХАМАС не ведут переговоры напрямую.
Интересно, что ранее премьер Израиля Бинямин Нетаньяху заявил, что «Израиль не покинет Филадельфийский коридор (граница сектора Газа и Египта) и коридор Нецарим (разделяет сектор Газа на северную и южную части) ни при каких обстоятельствах».
Кроме того, The Wall Street Jornal писала, что Израиль требует возвести стену у Филадельфийского коридора, чтобы боевики ХАМАС не смогли строить тоннели. Кроме того, израильская сторона хочет получить доступ к камерам и датчикам, установленным в этом районе, и оставить там часть своих войск.
ХАМАС, в свою очередь, ранее отклонила «промежуточную версию» сделки, предложенную США и одобренную Израилем, заявив, что Нетаньяху выдвигает «новые условия».
Как в таких условиях можно о чем-то договориться? Или администрация Байдена решила любой ценой добиться хоть какого-то внешнеполитического успеха для Камалы Харрис, и уговорила стороны? А что дальше?
— На самом деле любое перемирие в этой войне — часть стратегического плана по уничтожению противника, — убежден доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— И ХАМАС, и руководство Израиля идут на временные соглашения, поскольку все отлично осознают, что война возобновится. Да, для ХАМАС уход противника из коридоров, разрезающих анклав и удерживающих границу с Египтом, будет плюсом. ЦАХАЛ ценой огромных потерь установил контроль над ними, но навряд ли можно считать, что палестинцы купили эту победу низкой ценой.
Возобновление статус-кво до 7 октября будет поражением Израиля, но и ХАМАС, получается, вернется на изначальные позиции ценой истребления огромного числа соотечественников. Главное средство победы здесь — выдавливание населения противника. И можно не сомневаться, что ХАМАС продолжит создание атмосферы страха и трепета в регионах Израиля, чтобы граждане Израиля стремились покинуть страну.
Победа палестинцев случится, когда экономика, службы здравоохранения и безопасности Израиля не смогут обеспечить гражданам достойные условия, чего Израиль уже добился в Секторе Газа.
Для демократов заключение подобного соглашения и призывы к сторонам воздержаться от эскалации до ноября — будут безусловным плюсом в намечающихся выборах.
Не так давно как раз проходила встреча между Бецалелем Смотричем и Биньямином Нетаньяху, в рамках которой последний, по данным СМИ, пообещал сохранить за Израилем контроль над стратегически важными точками сектора Газа.
Понятно, что в таких условиях любые реальные уступки премьера Израиля или возможности для американских чиновников заявлять о его готовности к таким уступкам — во многом именно следствие давления со стороны Вашингтона.
С другой стороны, Нетаньяху, скорее всего, продолжит лавировать между США и более жестко настроенными кругами в самом Израиле. И заявления Энтони Блинкена сами по себе не означают, что план по выводу израильских войск из сектора Газа будет реализован до конца.
«СП»: А что за это захотел Нетаньяху? Вряд ли просто так согласился…
— Израильское руководство может и само быть заинтересовано в хотя бы временной разрядке ситуации вокруг Газы, если это позволит вернуть пусть даже часть находящихся в руках у «ХАМАС» заложников. Судьба заложников — также одна из важных претензий оппозиции к Нетаньяху.
Но, вероятно, руководству Израиля могла быть предложена дополнительная позитивная мотивация от США — например, обещания расширения военно-технической помощи, более активного сотрудничества в рамках противодействия иранской ядерной программе или готовность закрыть глаза на более активные действия израильских военных против «Хезболлы» в Ливане.