СВО: Европу уже достает Украина

Изменился ли спустя 13 месяцев после начала СВО характер статей в газетах и журналах Старого Света. Что сейчас пишут (и читают) об СВО, Украине, взорванном «Северном потоке», и нефтегазовых поставках из РФ? О президенте Владимире Путине и марионеточном президенте Зеленском, перепутавшем властный кабинет на Банковой улице Киева со сценой?

Выяснить это взялась научная группа факультета международных отношений Петербургского государственного университета. Были проанализированы публикации популярных зарубежных изданий, включая сетевые, за период с февраля-22 по март-23 включительно.

Картина вышла «маслом». В смысле весьма показательная. А для тех, кто пытается зомбировать своё население, в чем-то и поучительная.

Изучались в первую очередь те издания, которые считаются авторитетными, пользуются наибольшим спросом у читателей. Как, например, «Шпигель» (Der Spiegel — зеркало"), немецкий еженедельный журнал, с самым большим тиражом в Европе (более миллиона экз.). Как говорят сами немцы: не прочел его за завтраком — день, считай, прожил зря.

С начала ВСО и в течение всего первого полугодия после этого каждый выпуск журнала начинался с публикаций о событиях на «несчастной Украине, атакуемой Путиным».

Мощным фоном звучали также темы антироссийских санкций, российского газа, им «не нужного даже даром», и Владимира Путина, который «виноват во всех нынешних бедах Германии».

Имя президента РФ «склонялось» в каждом номере. Нередко текст сопровождался карикатурой. Причем, откровенно хамской. Помнится, несколько лет назад немцы, возмущались оскорбительными рисунками на пророка Мухаммеда во французском карикатурном журнале Charlie Hebdo. Требовали даже суда над его издателями. Теперь их самих в пору привлекать к ответу.

Мощной атакой на мозги читателей стало интервью президента страны Франк-Вальтера Штайнмайера. Некогда «большой друг России», как он себя называл, предстал в данном интервью ярым ненавистником всего российского. В первой части еще более-менее сдержанный в словах и оценках, затем, словно кто ткнул его в спину, разродился откровенной бранью, тезисами о необходимости «гнобить Россию».

Сюжеты «Шпигеля» с марта по июль 2022, как новостные, так и аналитические, в основном обличительные. Владимир Путин и российская армия в них — это «партия войны». Только так и не иначе. Призывы к читателю — быть максимально готовыми защищать свою и НАТО территории.

Но уже к концу лета и темы, и риторика меняются. СВО постепенно уходит на второй и даже третий план. На первом — внутренние проблемы еще недавно «экономического лидера» ЕС. А их все больше: энергетический кризис, стремительно уходящая в пике экономика, засилье беженцев — к ближневосточным добавились украинские… К весне 2023-го данные темы заметно потеснили на страницах журнала «русский вопрос».

Во Франции одна из самых популярных газет (и — старейшая, издается с 1826 г.) — «Фигаро». Призванная, согласно ее принципу, «пропагандировать здоровые идеи». Выходит, она на бумаге и в электронном виде, всегда в новостном топе. Ключевые темы минувшего года — украинский кризис, Донбасс, НАТО, ЕС, Россия, Макрон, Путин, Зеленский, санкции. Именно в таком порядке. При этом фамилия Зеленского, который в отличие в Путина, постоянно ездит по Европе и мелькает на телеэкранах, упоминается значительно реже главы нашего государства.

Периодический появляются в «Фигаро» статьи о поставках оружия на Восток Европы, о военнопленных (в контексте СВО).

Со второй половины прошлого года все это то уходит с газетной передовицы, уступая место внутриполитическим французским новостям, то возвращается. Правда, уже не репортажами и статьями с комментариями экспертов, а в виде новостных колонок. И вкупе с другими международными событиями. Например, новость о секретных документах в доме Байдена заняла почти всю первую полосу, «отодвинув» «проблемы Востока» на внутренние страницы.

По тональности всё, что пишут сейчас журналисты «Фигаро» о СВО и России в целом в основном негативно-умеренное. От новостей-сенсаций здесь перешли к простой констатации фактов. Предпочитая придерживаться «холодного рассудка».

Кто никак не успокоится, так это бриты и подпевающие Западу прибалтийские карлики. В Великобритании все СМИ на всех страницах своих изданий с первого дня СВО и по сей день не устают поносить российскую армию, «приступный режим Путина» и тому подобное. Если в той же Германии сюжет о взрыве на «Северном потоке-2» отошел «вглубь», то Лондон «устами» журналистов «Гардиан» и «Таймс» продолжает уверять своих читателей, что случившееся ни что иное, как «саботаж России».

— Общее впечатление о публикациях западноевропейских СМИ грустное, но обнадеживающее, — констатирует Наталья Еремина, профессор СПбГУ, кандидат социологических наук. — С одной стороны, большинство публикаций по-прежнему в основном критичные по отношению к России, ее власти, армии. С другой — таковых все меньше, тон их все мягче, эмоционально не столь ярко окрашен, как год назад. Появились и такие статьи, где в происходящем на Украине упрекают США.

«СП»: Однако, по данным ваших коллег-исследователей, есть и подвижки в лучшую сторону. Даже одиозная польская газета «Избиратель» меняет новостную тональность. Если прошлой весной враждебность по отношению к РФ зашкаливала (9 баллов из 10), то сейчас она снизилась до 5,5. Первое время там писали исключительно о «преступной России». Сейчас появились критические материалы — об украинских беженцах, в частности. И даже более-менее объективные материалы о ВСО.

— С большой долей вероятности связано это с грядущими парламентскими выборами в Польше. А в таких кампаниях используются, как водится, все средства. И все СМИ.

Хочу подчеркнуть, что тема российской Спецоперации сама по себе дальше западноевропейского региона не выходит. На Ближнем Востоке, в Азии она считается чем-то очень далеким, не особо важным. В Индии, к примеру, мне говорили: это ваша битва, мы одного хотим, чтобы она нас не касалась, и чтобы Россия быстрее помирись с украинцами. Так же и в Турции.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий
×
×