Председатель КНР Си Цзиньпин не приедет в Вашингтон в качестве гостя на президентскую инаугурацию Дональда Трампа, сообщает телеканал CBS со ссылкой на информированные источники.
Ранее этот же телеканал со ссылкой на источники сообщил, что Трамп направил Си Цзиньпину приглашение на свою инаугурацию, которая должна состояться 20 января 2025 года. Эту информацию подтвердила пресс-секретарь Трампа Каролин Левитт.
В итоге на мероприятии будут присутствовать посол Китая в США и его супруга, что является стандартной практикой, впрочем, к ним могут присоединиться и другие официальные лица из Пекина.
Как сообщает телеканал, приглашение, переданное вне официальных дипломатических каналов, застало Пекин врасплох.
Китайские чиновники, привыкшие к строгому протоколу и сложной динамике сил в американо-китайских отношениях, остались в недоумении относительно намерений Трампа.
Стоит отметить, что с 1874 года на инаугурации президента США никогда не присутствовал глава иностранного государства. Как в таком случае понимать приглашение Си?
— Это фирменный стиль Трампа — заставать врасплох и сбивать с толку, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Можно вспомнить его недавние заявления о включении Канады в состав США. Похоже, это что-то из этой серии. При этом отказ Си Трамп может попытаться использовать в своей игре против Пекина.
«СП»: Ранее Трамп в посте, где он призывал немедленно прекратить огонь на Украине, написал странную фразу: «Китай должен помочь». Означает ли это, что он будет пытаться перетянуть Пекин на свою сторону, чтобы тот повлиял на Москву?
— США могут попытаться использовать Китай для давления на Москву. Нужно понимать, что Китай исходит из принципа территориальной целостности Украины и официально не признает изменения ее границ. При этом Китай ведет собственную игру на постсоветском пространстве, во многом в обход Москвы. Трамп может попробовать столкнуть лбами Москву и Пекин.
Возможно, это и была одна из целей демарша Трампа — показать, что он будет проводить полностью самостоятельную политику без оглядки на Европу.
«СП»: Почему Трамп пригласил Си, но не пригласил Путина и Пезешкиана, а также Ким Чен Ына? Ведь именно эти четыре страны названы главными врагами США во всех военно-разведывательных документах…
— Вероятно, пригласив Си Цзиньпина на свою инаугурацию, Трамп хотел продемонстрировать избирателям готовность сотрудничать даже с главным геополитическим конкурентом США. Сам факт подобного приглашения означает, что новый глава американского государства признает в лице Китая сильного и достойного противника.
Вряд ли так можно сказать об Иране и Северной Корее, которые, с точки зрения Вашингтона, выступают во второй лиге мировой политики. Что касается российского лидера, то его Трамп вполне мог бы пригласить на свою инаугурацию вместе с Си Цзиньпином, но столь экстравагантное решение вряд ли могло найти понимание среди представителей американской прессы и старых республиканцев. Да и Кремль, несомненно, ответил бы на подобное предложение отказом.
«СП»: Трамп обидится на отказ Си?
— Нет никаких оснований полагать, что Трамп затаит обиду на Си после отказа со стороны китайского лидера. Официального присутствия посла КНР будет вполне достаточно для соблюдения норм дипломатического этикета. В конец концов, на инаугурацию Байдена Си тоже не приезжал, хотя демократы четыре года назад были настроены на прекращение торговой войны с Пекином и предлагали ему снизить градус конфронтации.
Нужно принимать в расчет не столько действия первых лиц США и Китая, сколько фундаментальные геополитические интересы их стран. Вне зависимости от личных взглядов правителей эти два государства обречены на жесткое противостояние и борьбу за мировое господство.
— Жест со стороны Трампа в отношении приглашении на инаугурацию символичен и нестандартен, но сенсации не случилось… Си не приедет, — отмечает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— По факту Америка выбрала себе врагов давно, но прагматизм заставляет взаимодействовать с государствами, лидеры которых придерживаются диаметрально противоположных позиций. Китай является очень крупным игроком на мировой арене, и не считаться с ним как минимум наивно и недальновидно. Понятно, что администрация Байдена не считалась с Россией, но это как раз и есть свидетельство о недальновидности…