Градус повышается с возрастом

Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Градус повышается с возрастом

Минздрав собирается повысить возрастную планку на продажу крепкого алкоголя. То есть, если сейчас купить ту же водку или коньяк в магазине можно с 18 лет, то в будущем, по замыслу ведомства, возраст покупателя может быть ограничен до 21 года.

Речь идет о напитках с содержанием спирта более 16,5%

Соответствующие поправки в законодательство, как пишет газета «Известия», сейчас проходят оценку рабочей группы по «регуляторной гильотине». Затем их рассмотрит комиссия по законопроектной деятельности правительства, которая примет решение о внесении документа в Госдуму.

Предполагается, что действовать более жесткие правила будут с 1 марта следующего года.

В пояснительной записке разработчики новых стандартов указывают, что развитие головного мозга человека окончательно формируется к 21 году, и употребление алкоголя в более раннем возрасте может обернуться серьезными последствиями для здоровья. Кроме того, в ведомстве ссылаются на зарубежный опыт, напоминая, что в США, например, легально приобрести алкоголь можно только с 21 года, а в Финляндии, Норвегии, Швеции, Исландии и Японии — с 20.

На самом деле, споры о возрасте доступа к крепким спиртным напиткам в нашей стране идут достаточно давно. Тот же Минздрав еще в декабре 2018 года выходил с инициативой продавать алкоголь исключительно лицам, достигшим 21 года.

Идею, кстати, как показал опрос ВЦИОМ, поддержали 78% респондентов и всего 21% высказались против.

Однако в правительстве тогда предложение не нашло понимания.

В Минфине сослались на Конституцию, согласно которой гражданин РФ обладает полнотой прав с 18 лет. А в Минэкономразвития инициативу сочли недостаточно обоснованной и влекущей серьезные риски для работы торговых сетей.

В том плане, что кассирам придется проверять не только возраст покупателя, но и содержание спирта в продукции. Кроме того, будет необходимо снести изменения в операционные системы и проводить обучение персонала — а это миллионы.

Но был и аргумент, с который, пожалуй, трудно не согласиться — это выбор пограничного показателя. То есть, неясно, чем алкогольная продукция крепостью 16,5% является менее вредной, чем, например, продукция с содержанием этилового спирта 17%.

Другой, опять же, вопрос — а разве до 16 градусов, это не алкоголь?

Вреда от того же пива, как говорят специалисты, не меньше — есть даже такое понятие как «пивной алкоголизм». При этом у молодежи это самый популярный на сегодня напиток. Он дешев относительно, да и купить его можно без особых проблем.

Прокомментировать ситуацию и как она может измениться, если инициатива Минздрава на этот раз будет принята, «СП» попросила директора Центра исследований федерального рынка и регионального рынка алкоголя «ЦИФРА» Вадима Дробиза:

— Предложение действительно звучит не в первый раз. Теперь оно звучит в том виде, что надо запретить молодым людям моложе 21 года продажу крепкого алкоголя.

Должен сказать, что для алкогольной отрасли это отнюдь не критично. Поскольку молодежь в этом возрасте практически не употребляет еще крепкие спиртные напитки. Так что можно было бы и ввести этот возрастной ценз.

Другое дело, в политическом отношении, я думаю, это какая-то разменная монета. То есть, Минздраву, например, сейчас позволят провести эту норму, потому что ведомство безмолвствует, пока Минфин проводит два других законопроекта, вроде бы, в пользу алкоголя. Речь идет о разрешении онлайн-продаж алкогольной продукции и о возвращении пива на стадионы.

Вот тут почему-то Минздрав не буйствует. Даже Онищенко с Хамзаевым что-то не слышно.

Понятно, что мера, которую в очередной раз сейчас предлагают в ведомстве, она никак не снизит потребление алкоголя. Просто галочку поставят — и все.

Молодежь у нас пьет в основном пиво. На дешевую водку «садятся», как правило, молодые люди из неблагополучных и малообеспеченных семей. Но не думаю, что у них могут быть какие-то другие проблемы для ее приобретения, кроме проблем финансовых. И возрастной ценз в данном случае — не помеха. Всегда найдется старший товарищ, который «сбегает».

Но, скорей всего, предложение Минздрава и сейчас принято не будет. Это, скажем так, процесс уже ради процесса.

Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, в свою очередь, тоже сомневается в возможности реализации данной инициативы:

—  Эта идея Минздрава обсуждалась уже десятки раз только за последние три года. И все время это заканчивалось ничем. Потому что слишком много вопросов тут возникает.

Например, почему 18-летнему парню, который идет в армию, мы доверяем автомат с боевыми патронами, а тот же алкоголь он может покупать только с 21 года. То есть тут явное нарушение конституционных прав гражданина, поскольку совершеннолетие у нас по Конституции наступает с 18 лет. Иначе говоря, с этого возраста человек считается взрослым со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Он можно голосовать, создавать семью и т. д.

Но дело в другом. Надо не запрещать, а искать причины, побуждающие людей выпивать.

У нас, например, с 2012 года действует закон о защите детей от информации, которая может причинить вред их физическому и психическому здоровью, который запрещает демонстрацию по телевидению сцен потребления алкоголя с четырех утра до 23:00. Если этот телесигнал не закодирован и если он находится в свободном доступе.

И что, кто-то его соблюдает? Да у нас такие сцены с утра до вечера практически на каждом телеканале. И, получается, что телевидение и реклама у нас по сути приучают подростков к алкоголю.

Вот так, действующий федеральный закон не выполняется, но никто на это внимания не обращает.

«СП»: — Тут все дело в количестве, наверное…

— Это, видимо, касается и настойки боярышники, которую сам Минздрав реализует через свои аптеки. Продукция алкогольная, а зарегистрирована как лекарство. Может, замысел в том и заключается, чтобы молодые люди в аптеки шли и покупали там спиртовые настойки — боярышника, пиона и др.

Потому что все остальное не укладывается в логику. Во всяком случае проблему, которая действительно есть, они решают не с того конца.

Мы не обращаем внимания на то, что у нас потребление алкоголя пропагандируется по телевидению. Я сам неоднократно обращался на этот счет к руководству телеканалов, писал в Роскомнадзор, в правительство — ни одного ответа не получил.

А то, что в Минздраве якобы ссылаются на международный опыт, на те же США, где легально купить спиртное можно с 21 года. Так у них и другие многие вещи только с этого возраста разрешены. Но в Штатах, например, сейчас легализуют марихуану. Нам что тогда тем же путем идти?

Все проще гораздо. Надо соблюдать законы, которые уже приняты. И сделать так, чтобы здоровый образ жизни был у нас в моде.

Источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Mission News Theme от Compete Themes.