«Старая кляча, которую пора пристрелить»: нужны ли нам Олимпийские игры

Мы живем сейчас в параллельной спортивной реальности. Можно и так: все остальные в ней живут. Это даже не требует оценки, так есть. Как есть уже и некоторая, увы, привычка к урезанным правам в спорте в сравнении со всем миром. Все последнее время шли дискуссии по поводу нашего участия-неучастия в Играх. Временем, ситуацией, характерами, убеждениями, чувствами, в конце концов, было решено, как случилось: в Париже оказалось пятнадцать участников от огромной страны.

Медаль одна: серебро в паре у теннисисток Мирры Андреевой и Дианы Шнайдер. Два четвертых места: в гребле на каноэ Захар Петров и Алексей Коровашков финишировали в 0,09 секунды от третьего места (500 м в двойках), а Петров стал четвертым в заезде на 1000 м. Одно пятое место: Анжела Бладцева в прыжках на батуте. (У Белоруссии, чьи спортсмены также выступали под нейтральным флагом, есть золото Игр: в прыжках на батуте у Ивана Литвиновича. Там же — серебро Виолетты Бордиловской, Евгений Золотой стал вторым в академической гребле, Евгений Тихонцов завоевал бронзу в тяжелой атлетике.)

Нет, многие радовались серебру Мирры Андреевой и Дианы Шнайдер. Заслужили и красивую игру показали. Но у теннисистов борьба в турнирах идет постоянно, они и до Олимпийских игр в них буквально накануне бились, после – тоже выступают. И Париж-2024 не то, чтобы проскочили, не особенно вглядываясь, и дальше понеслись, но главным турниром для нашего теннисного десанта он явно не был.

И по большому счету страна запомнит только трех своих спортсменов на Играх в Париже: Анжелу Бладцеву и гребцов Алексея Коровашкова и Захара Петрова. Боролись, немного не хватило удачи. А после возвращения уже рассказали везде, куда позвали, о том, через какие чувства прошли и зачем оказались на этих Играх практически в одиночестве.

Коровашков говорит, например, что МОК намеренно не допустил его партнера по двойке Ивана Штыля до стартов в Париже: «претендовали только на золото, МОК сделал это специально, они убирали сильнейших спортсменов» (Штыль прошел олимпийский отбор на Игры 2024, завоевал лицензию.) Но все же приглашение МОК на Игры, потеряв проверенного партнера, Коровашков принял. И считает, что не зря: «Я все равно очень доволен, хоть и остались без медалей. Мы показали хороший пример всем». Еще говорит, что невозможно было в Париже ответить любопытствующим коллегам на вопрос, что это за это аббревиатура такая (нейтральных атлетов)? И объяснить, что вообще-то из России, тоже нельзя было: их «настоятельно просили не упоминать нашу страну».

А Захар Петров говорит так: «Ничего страшного, что выступили под нейтральным флагом. Все понимали, что мы русские, что мы приехали защищать Родину». И добавляет: не обращал внимания на негатив со стороны других людей. И Анжела Бладцева на вопрос, что бы она сказала тем, кто отказался ехать на Игры в нейтральном статусе, говорит: «Обидно, что они отказались от такой возможности. Непонятно, что за следующие четыре года еще произойдет».

Говорят побывавшие в Париже искренне, от души. Но их снова понимают не все. И эмоции вокруг опять бушуют: Париж того стоил? Олимпийские игры не сблизили две полярные позиции в обществе. Кто-то без устали называет нейтральных спортсменов героями. Кто-то — не хочет даже смотреть в их сторону. Примирить в этом вопросе страну не получается. 

Министр спорта Михаил Дегтярев на вопрос о том, как, например, встретил коллективный отказ дзюдоистов и борцов от участия в Играх-2024, признает: как министр спорта — с сожалением. (Объясняет: потому что они не получили возможности побороться за медали и показать мастерство.) А как гражданин и патриот России — с пониманием.

А, слушая улыбчивую Анжелу Бладцеву, многие, наверное, вспоминают Евгению Чикунову. Женя в нашей параллельной реальности дважды на Кубке России по плаванию показала время, превышающее победное олимпийское. После финиша оба раза была собой не очень довольна. Причем произошло это еще до старта ее коронных дистанций в Париже-2024. И именно Жене больше всех прилетело за неучастие в Олимпийских играх от сторонников выступления в Париже любым способом.

С появившимся тезисом «умные и сильные от Олимпийских игр не отказываются» можно спорить и соглашаться. Но можно ли изливать обиду на спортсменов, не пожелавших участвовать в Играх на предложенных МОК условиях? Получается, если кто-то (предположительно) оказал давление на неокрепший ум с призывом «не ехать» — это нечестно, так нельзя. А противоположное давление — оно же от правильных пчел, оно полезно? Тут, мне кажется, только одно возможно со стороны: сочувствие, что пришлось делать выбор. Но это – уже вопросы к жизни, не только спорту.

Потому и сожаление с пониманием даже министра (или не министра) никак не состыковываются в золотой середине. Рекордсменке мира Евгении Чикуновой — 19 лет. И победительнице Кубка мира батутистке Анжеле Бладцевой — столько же. Олимпийские игры поставили их по разные стороны.

Кстати, хочется верить (пусть я буду наивна), что диковатая история о том, что на домашних стартах Евгению собираются теперь объявлять, как двукратную победительницу олимпийских чемпионок, это неудачная шутка руководства нашего плавания, которую опять-таки неудачно выдали за истину и растиражировали.

* * *

А сами Олимпийские игры — на дорожках, помостах и в секторах — себе не изменили. Они были по-спортивному злыми, трогательными, шокирующими и изматывающими. Те, кто вышел бороться, боролся. Мы видели, как Париж назвал теперь уже пятикратными чемпионами дзюдоиста Тедди Ринера, борца Михаина Лопеса, Ма Луна в настольном теннисе. Как на плавании заставил миллионы задыхаться от скорости Кэти Ледеки, которая догнала-таки нашу Ларису Латынину по числу олимпийских побед (их теперь девять). И показал фееричность добывшего третье олимпийское золото американского баскетболиста Леброна Джеймса (39 лет). Или вынудил танцевать вместе с уникальным Новаком Джоковичем, все же вырвавшим свое олимпийское золото, ту единственную награду, которой у него еще не было. (Вот для кого в теннисе Олимпийские игры точно стали особенным турниром!). Как говорил о Симоне Байлз, недоумевал и снова буквально пялился на программы гимнастки. И сравнивал обжористого на дистанции четырехкратного олимпийского чемпиона Леона Маршана (которому выпала честь задуть огонь этих Игр) и взирающего на все уже со стороны Майкла Фелпса. А еще не верил ни глазам миллионов, ни секундомерам после заплыва на стометровке китайца Пань Чжаньлэ…

В Париже-2024 США все же обошли Китай по медалям. С тех пор, как на домашних Играх в Пекине-2008 китайцы стали первыми, повторить успех им не удавалось. В Токио-2020 это почти случилось: США смогли в последний день выйти вперед на одну золотую награду. В Париже-2024 американцы снова были на волосок от проигрыша. Перед последним днем китайцы вели: 39 против 38. А тут еще штангистка-супертяж Ли Вэньвэнь не оставила никому шансов, а волейболистки США проиграли итальянкам… Потом велотрек поменял победный ветер: золото Дженнифер Валенте. Финал был кровожадным до последней секунды: США против Франции, женский баскетбол. Там все и решилось.

Итог всех Олимпийских игр — по 40 золотых наград у Китая и США. Но только серебра и бронзы у американцев намного больше.

* * *

Нам не надо это сегодня считать. Но и не считать невозможно. Россия была второй в общем зачете в Атланте-1996 и Сиднее-2000, потом — третьей в Афинах-2004 и Пекине-2008, опустилась на четвертое место в Лондоне-2012 и Рио-2016. В Токио-2020 команда ОКР стала пятой. Выступи команда России в Париже-2024 со всеми лидерами, которые не комиссии бы проходили и запреты на профессию получали, а провели полноценную подготовку к Олимпийским играм, где она оказалась бы? В тройке на месте Японии мы смогли бы быть?

Не знаем. Поэтому и начинаем считать другое (хотя бы так, чем никак): кому из них — Китаю или США — сыграло бы на золотую руку участие наших фехтовальщиков, пловцов, гимнастов, синхронисток, художественных гимнасток… Ответ тут тоже расплывчатый, но уверенный: нервы бы наши лидеры им всем помотали — сто процентов, не досчитались бы и те, и другие сегодняшнего золотишка.

Или придумываем еще себе забаву: России на Играх не было, но россияне были. Бывшие, но наши: 63 человека — совсем не мало. Получили в Париже 15 наград. И герои — хоть куда! Вот вспоминает двукратного олимпийского чемпиона Садулаева, получившего бан от МОК, его, как сам себя назовет, спарринг-партнер Ахмед Тажудинов. Он в Париже принес Бахрейну первое в истории золото в борьбе. Говорит, что смотрел еще в детстве на то, как борется на Играх Абдулрашид Садулаев. И говорит, что его в Париже не хватало, что старший товарищ писал ему перед стартом, мотивировал.

Дарья Варфоломеев, так теперь пишется ее фамилия, без последней буквы, уехавшая из страны в 12 лет, завоевала для Германии первое золото в художественной гимнастике. И отметила, что в ее победе есть вклад и российской, и немецкой школ: 50 на 50. Екатерина Антропова стала олимпийской чемпионкой в составе женской волейбольной команды Италии. Италия ликует, получив такое золото впервые…

* * *

Эти Олимпийские игры показали, как проходит главный турнир четырехлетия практически без наших спортсменов. Многие вроде и готовы признать, что конкуренция в каких-то видах ослаблена, но особенно на эту тему не заморачиваются. Да и зачем? Спорт не терпит застоя и пустых мест там нет, лидеры меняются быстро. Так было и будет. Движуха.

Теперь в летних видах начинается новый олимпийский цикл. Один из вопросов ближайшего года: будут ли, например, наши спортсмены, отказавшиеся от нейтрального статуса на Играх, оформлять его ради выступления на чемпионатах Европы и мира? С домашними стартами все понятно: развивать, развивать и развивать. Но острая конкуренция нужна уже «вчера».

А впереди — зимние Игры-2026. Ни один зимний вид спорта пока наших спортсменов ни в каком статусе до стартов не допустил. И федераций, готовых пойти против волны МОК, что-то не видно. Переломить ситуацию за полтора года (квалификационные страты на Игры никто ж не отменял, и это уже не 18 месяцев до Игр, а меньше) весьма сложно.

И еще до Игр — выборы нового президента МОК. Томас Бах сказал, что уходит. Кто будет новым президентом, мы тоже наверняка не знаем. Но одно лишь предположение, что им может стать нынешний глава мировой легкой атлетики Себастьян Коу, вызывает нехорошие прогнозы. Коу в желании отстранить Россию и не позволить ничего даже из того, что можно, вступал в заочный конфликт и с самим Бахом, мягко говоря, явно не входящим в число наших героев.

Есть ли кандидат на пост президента МОК, который бы нам глянулся? Наверное, есть. Да вот тот же серб Ненад Лалович, возглавляющий мировую борьбу. Он входит в исполком МОК. Не боится публично выразить сожаление, что России не было на Играх из-за недопуска комиссии МОК, борцы в числе первых спортсменов оказались на главных стартах… Но, наверное, это тот случай, когда мечтать вредно.

И времени еще до выборов много, кто-то да появится? Выборы президента МОК пройдут в марте 2025 года на сессии организации в Греции. Но есть уже дедлайн: 15 сентября. И заявки кандидатов на пост нового президента Международного олимпийского комитета будут приняты только до этой даты. «Любой член МОК, желающий участвовать в выборах, должен заявить о своем намерении баллотироваться в письме президенту МОК не позднее 15 сентября 2024 года. Окончательный список кандидатов будет опубликован МОК 16 сентября 2024 года», — говорится в заявлении пресс-службы МОК. Похоже, новый президент уже показал свое личико.

* * *

…Да, мы прожили и пережили Олимпийские игры в Париже. Кто как смог, так через себя эти Игры и пропустил. Одни — полным отторжением еще до зажжения огня. Другие — глумлением по любому поводу, да даже и без него, называя Игры «старой клячей, которую давно пора пристрелить». Третьи — поглядывая все же хотя бы краем глаза на результаты. Четвертые — смотря во все глаза, ловя трансляции. Пятые — соединяя в себе перечисленные эмоции.

Равнодушных не было. И одно только это — признание масштаба и эксклюзивности Олимпийских игр. Эта якобы «кляча» требует, конечно, и ухода, и возвращения к здоровому образу жизни, и витамины надо бы подобрать… Но замены ей нет. Вопросов у нас много — и к себе, и не к себе. Их надо задавать — везде и всюду. Через полтора года узнаем, что удалось сделать на пути нашего возвращения.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий
×
×