Принято считать, что постоянные боли в спине — признак наступающей старости, хотя сегодня, как известно, уже любую старость можно отсрочить (хотя бы с помощью косметологов, например). Тем не менее, если к 30 годам по статистике только 1 процент молодого населения испытывает постоянные боли в спине (кстати, «постоянными» врачи называют боли, которые длятся более 4 недель), то к 59 годам уже 82 процента граждан не просто терпят боль, но также имеют в активе различные дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника. Впрочем, исключения тоже есть — примерно 1/5 часть всех людей к 60 годам имеют относительно здоровую спину, но, что именно позволило им не испытывать боли, которые мучают даже 30-летних, медицина не знает наверняка до сих пор.
Зато главные враги, угрожающие здоровью нашей спины, в целом хорошо известны: тяжелый физический труд, чрезмерные спортивные нагрузки, равно как малоподвижный образ жизни, ставший глобальной проблемой на фоне бурного развития «удалёнки». Заметная прибавка веса у работавших дома офисных клерков во времена пандемии, всеобщая зависимость от компьютеров и одновременно повышенная тревожность, жизнь, полная неопределенности и стрессов. Стоит ли удивляться, что многочисленные «проблемы со спиной», такие как остеохондрозы, спондилезы, спондилоартрозы, шейные и поясничные синдромы, прочие малоприятные и разрушительные недуги сегодня лидируют среди причин нетрудоспособности и по сути воруют у людей деньги.
По статистике в России почти 40 процентов людей, имеющих инвалидность, получили ее из-за серьезных проблем с опорно-двигательным аппаратом. Минимум 5 процентов (максимум — треть) пациентов нуждается в хирургическом лечении, но это уже, как говорится, крайний случай, до которого лучше не доводить. И уж если не получается оставаться совсем здоровым, то, по мнению врача травматолога-ортопеда, кандидата медицинских наук, соучредителя Ассоциации травматологов-ортопедов Москвы Дмитрия Зубкова, оптимальный вариант — как можно дольше оставаться на консервативной терапии. Заниматься лечебной гимнастикой, соблюдать в повседневной жизни рациональный двигательный режим.
— Пациента нужно заново научить правильно наклоняться, поднимать вещи с земли, переносить тяжести, что, кстати говоря, вовсе не вредно, если делать это правильно. — говорит Дмитрий Зубков. — Конечно, ни в коем случае нельзя таскать тяжести в руках, впереди себя. Все, что можно, «закидывайте за спину», в том числе это касается и детей. Потому что все знают, что если ребенка носить на руках, он становится тяжелее с каждой минутой!
В целом рационально-двигательный режим — это про то, что любая тяжесть должна быть максимально к вам приближена, никаких вытянутых рук, никаких рычагов. Посмотрите на спортсменов-тяжелоатлетов: когда они поднимают свои грузы, со стороны кажется, что они наклоняются, — но нет, они к штанге приседают, берут ее на грудь и поднимают ногами, — рассказывает Дмитрий Зубков.
Известно, что назначение различных миорелаксантов и нестероидных противовоспалительных препаратов (НПП), а иногда и специальных гормональных уколов, которые вводятся иглой максимально близко к пораженному участку, не просто облегчает состояние и снимает острую фазу, но и обеспечивает возможность перейти к лечебной физкультуре, специальным тренировкам, индивидуально подобранным для каждого пациента, чтобы положительный эффект такого лечения был действительно долгим. Однако, не секрет, что и само применение НПП сегодня вызывает много вопросов и переживаний у пациентов. По словам Дмитрия Зубкова, нестероидные противовоспалительные препараты, которые реально помогают бороться с воспалением и болевым синдромом, в то же время можно разделить на две группы: регулярный прием НПП из первой группы может серьезно разбалансировать сердечно-сосудистую систему, НПП из второй — нарушить работу желудочно-кишечного тракта. Что создает дополнительные риски для пациентов, особенно в возрасте 60+, когда не только сердце и желудок — болит уже фактически всё. Возможным выходом сегодня считается новое поколение НПП — препараты «золотой середины», созданные на основе ацеклофенака (аэртала). Как правило, его назначают в тандеме с миорелаксантами (в виде таблеток), которые помогают эффективнее снимать болезненный мышечный спазм (в том числе у пациентов после инсульта) и одновременно усиливают действие основного препарата, не вызывая мышечной слабости и сонливости за рулем.
— Как правило, интенсивная терапия в течение 3−3,5 недель позволяет поставить человека на ноги, — обнадеживает Дмитрий Зубков. Однако когда облегчение наступило, изменения в привычном образ жизни — главное и необходимое условие для того, чтобы боль действительно ушла навсегда.
Интересный вопрос — индивидуальный подбор матраса и подушки. Обычно хирурги со своими пациентами об этом не говорят, а между тем восемь часов в сутки мы проводим на подушке и матрасе. И на самом деле «замкнутость» в спине у нас происходит обычно не к вечеру, когда мы уже активные, размялись. Все неприятности со спиной начинаются обычно с утра. Поэтому подбор матраса и подушки должен быть рациональным.
Главная задача — чтобы во время сна у вас был прямой позвоночный столб. Для этого обычно требуется подушка высотой порядка 10−15 см. Матрас лучше всего жесткий или средне жесткий. На мягком позвоночник будет прогибаться дугой.
Ваш комментарий будет первым